Главная страница

Сценарист Симпсонов: все мы вышли из Желтой подводной лодки

Симпсоны, Футурама и Шрек не появились бы на свет, не будь «Желтой подводной лодки» Битлов, убежден сценарист Симпсонов Джош Вайнштайн.

Его первое в жизни воспоминание, притом очень яркое – сборы на просмотр «Желтой подводной лодки». Джош считает, что выход этого мультика потряс мир и во многом сформировал его. Этот шедевр мультипликации и музыки взорвал впечатлительный шестилетний мозг Джоша, и он уверен, что именно из-за него выбрал свою жизненную дорогу – в мир анимации. Сейчас Джош рад, что в тот день родители показали ему «Желтую подводную лодку», а не «Заводной апельсин».

О том, как делался мультфильм, уже есть несколько великолепных книг. Джош очень рекомендует, например, «Inside the Yellow Submarine», которую написал д-р Роберт Хайеронимус (Robert Hieronimus). Потому вместо рассуждений о предыстории Желтой Подводной Лодки он решил рассказать, что произошло в результате ее всплытия и торпедного залпа по традиционной анимации в 1968 году. Сценарист Симпсонов считает, что эта субмарина произвела на свет саму современную мультипликацию. До того мультипликация представляла собой мягкий и добрый мир медведей и мышек из комиксов, лишенных индивидуальности и тыривших с пикников корзинки с едой. Одни братья Флейшеры отважились в 1930-х на нечто фантастическое своими первыми мультфильмами о пучеглазом моряке Попае. Большая часть этих мультиков широкому зрителю неизвестна. После выхода «Желтой подводной лодки» мир изменился полностью. Мультфильмы стали искусством не только (а иногда и не столько) для детей. Они превратились в сатиру, в настоящее искусство, стали ниспровержением традиций. Так что если бы не «Желтая подводная лодка», не было бы ни «Симпсонов», ни «Футурамы», ни «Южного парка», ни «Истории игрушек», ни «Шрека». Никаких мультов, в которых можно от души смеяться над собой.

Джош Вайнштайн приводит пару примеров из «Симпсонов». Один – из серии про чили, когда Гомер, съев «безумный перец», отправился путешествовать. В начале путешествия он проплывает через натуральные облака. Джош предложил режиссеру сделать это, как в той сцене из «Желтой подлодки», где Джордж стоит на горной вершине. Сценарист и режиссер отлично поняли друг друга: оба они принадлежат к поколению, выросшему на этом мультфильме.

В эпизоде «Последняя надежда Спрингфилда» психоделические галлюцинации Лизы в кабинете стоматолога являются пародией на «Желтую подлодку» (блестящей, по оценке Джоша Вайнштайна). Всего он насчитывает в своем произведении не менее 20 отсылок к битловской Субмарине. Сам его дух, легкий, стремительный, бесшабашный, с ничем не обремененной готовностью его героев выглядеть бесхитростными и глупыми – очень битловский, считает Джош. Он вообще считает влияние Битлов на всю современную комедию совершенно недооцененным.

Джош пишет, что не может говорить о комедийности «Желтой подлодки», не поклонившись отсутствующему в ее титрах, но давшему ей столько юмора поэту из Ливерпуля Роджеру Маккафу (Roger McGough), очень любимому битлами. Его пригласили пробежать сценарий и сделать диалоги более оригинальными и «ливерпульскими». Есть версия, что именно Маккафу Субмарина обязана битловским каламбурам с игрой слов.

Отсутствию полного сценария, письму «на коленке», на бегу Подлодка обязана такому мощному потоку сознания, такой мечтательной привлекательности. Потому она стала таким важным уроком для более занудных сценаристов, к каким Джош причисляет и себя. При этом слова в Подлодке не просто произносят – эти слова воплощаются на экране, становятся героями мультика – в виде невероятной череды анимированных цифр и предложений в When I'm Sixty-Four, в виде монументов Пепперленда – LOVE, OK, KNOW.

Этот фильм – 1,5-часовое произведение искусства блестящего и прозорливого художника Хайнца Эдельманна, режиссера Джорджа Даннинга и команды по большей части молодых и никем не воспетых артистов. Они почти целый год трудились в допотопных помещениях Сохо. Герои Субмарины встали в ряд с великолепными шедеврами поп-арта Уорхола и Пикассо.

Режиссеры и художники Субмарины пользовались такими приемами, какими до них (а часто и после) никто, такими материалами, о каких ранее никто и думать не мог. Например, в эпизоде, где лодка, отходя от пирса, быстро проплывает через натуральные декорации и в парке статуя на коне приподнимает шляпу. Там мультипликаторы воспользовались фрагментами открыток. Если делать стоп-кадры, видно, какие замечательные трюки были придуманы в этом мультике.

Как все получилось? В некотором роде так же, как и с «Симпсонами», благодаря вере в художников, которым можно было делать свою работу так, как они ее представляли. Художники чувствовали напряжение не от боязни подвести битлов, а от очень сильной любви к ним и их музыке. И это было чертовски мощным напряжением.

Притом к началу съемок битлы знали только об ужасном комиксе середины 60-х, где у их персонажей большие головы на маленьких телах, ненавидели этот комикс и настороженно отнеслись к мультфильму. Но, побывав в студии и понаблюдав за происходящим, изменили свое отношение.

Мир после Желтой подлодки изменился. Мультипликация изменилась. Киноискусство – тоже. Да и что осталось тем же? Даже музыка из новогодних фильмов стала иной…
Дата публикации: 2012-11-29
Источник: ИноСМИ.ru
Всё о симпсонах! 2006 - 2012